Хроники Подгорицы

21-го мая исполнилось 10 лет с момента последней декларации независимости Черногории (после выхода из союза с Сербией), а всего их за долгую историю этого маленького государства, неудачно расположенного в точке пресечения большого количества геополитических интересов, было немало.


В честь этого хочется рассказать о Черногории много хорошего. Мы, к сожалению, почти совсем не интегрированы в черногорское общество и, скорее всего, никогда не будем. Но мы начали более-менее держаться в курсе местных новостей, можем парой фраз перекинуться с кассиром, или сносно понять, чего от нас хотят доктора или чиновники. Черногорцы невероятно приветливые и дружелюбные люди. Абсолютно неагрессивные, что является, пожалуй самым ярким отличием от их северных славянских братьев. С проявлением того, что можно было бы счесть хотя бы хамством, нам пришлось столкнуться всего лишь раз за этот год (один (!) раз (!) за год (!)). А вот проявлений поразительного радушия и искреннего желания помочь абсолютно незнакомым людям, в наших воспоминаниях скопилось уже масса. И нет, мы живем не в маленькой горной деревне, мы живем в столице с напряженным движением и местами даже многоэтажной застройкой. На улице ты чувствуешь себя в абсолютной безопасности в любое время дня и ночи, даже в дни народных волнений и футбольных матчей, кем бы ты ни был. В нашем районе по улицам до полуночи бегают маленькие дети, ходят девушки во фривольных нарядах и всё тихо-мирно, никто ни к кому не пристает. В России подобная атмосфера была только внутри нашего маленького закрытого поселка (как ты там, наш оранжевый городок? мы даже немного скучаем).

Мы ходили заниматься в местную танцевальную студию, ездили с местным велоклубом, записали Андрея в каякский клуб, поступали Гордея в музыкальную школу, а Киру в государственный детский сад, начали учиться в местной автошколе, в конце концов, играем в Ingress на стороне Черногорцев. И нигде к нам не относились в духе “чего пришли, языка не знаете, ничего не знаете, что с вами делать”. Во всех случаях нам помогали, терпели наш “слабый” черногорский, по возможности находили и приставляли к нам кого-то англоговорящего для простоты, но в любом случае однозначно принимали в свое общество.

Чтобы передать местный колорит, расскажем о двух последних локальных новостях.
Первая грустная: мальчик Огнен, страдавший аутизмом, незаметно от родителей смог уйти из дома. Его искал весь город: в первые дни в точке, где собирались волонтеры, было больше людей, чем на любом митинге или празднике. Местный аэроклуб летал кругами на маленькой высоте над городом, кажется, всеми своими летными единицами, горожане прочесывали парки и пустыри. Каякский клуб, в котором состоит Андрей, несколько дней подряд прочесывал реку вниз по течению. К сожалению, эта история не имеет счастливого финала, но вспоминая, например, Лизу-алерт, остается только порадоваться степени консолидации общества в случае необходимости. Исчезновение чьего-то ребенка для нас — рядовое событие хроники, для них — повестка для для всей опщтины (территориальная единица Черногории) на много дней. А ведь это и должно быть большим событием… этим меньшие сообщества определенно лучше больших.

Вторая новость тоже не веселая, но скорее позитивная: камеры засняли, как два подростка постарше обижали подростка-цыгана. Кажется тоже, проходной совершенно эпизод: сколько таких записей на ютьюбе, миллионы их. Однако, это маленькая Черногория: через два дня выходит новость о том, что хулиганов опознали и поймали. При том, что соседство с цыганами (а у Подгорицы есть цыганский пригород) — то еще удовольствие, и поведение их в столице очень сильно оставляет желать лучшего, подобная зрелость черногорского общества, выражающаяся во внутреннем сопротивлении ксенофобии, нас поразила. Ну и их способность расследовать и раскрыть все, даже самые маленькие истории — очень приятно удивляет.

Но в целом тут всё тихо и мирно. Вся политическая активность ограничивается маленьким кварталом в центре, около которого периодически перекрывают дорожное движение. Никто никогда не проявлял к нам нежелательного внимания или назойливости, ты можешь делать всё, что угодно — окружающие будут тебя вежливо игнорировать. При этом стоит только попросить о любой помощи — все немедленно подорвутся и будут помогать.
Еще тут очень любят детей. Киру, пришедшую в сад, обнимают и целуют оба воспитателя, на прощание тоже все обнимаются. На улице, в кафе, в магазинах непременно кто-нибудь потреплет рыжие кудряшки. Эван сам всем “дает пять” и приветливо улыбается.
На побережье всё немного иначе — туристический угар не может не влиять на местное население и их отношение к приезжим. Но Подгорица, на наш взгляд, сохраняет милые черты небольшого сообщества, являясь, между тем, столицей.

Leave a Reply