Мы уже больше месяца ездим по черногорским дорогам, так что напишем про личный околоавтомобильный опыт.
Дороги тут в среднем хорошие — то ли умеют качественно строить, то ли просто грунт подходящий и климат не создает дополнительной нагрузки.
Горные трассы все двухполосные, резметка почти везде приличная, иногда встречаются площадки для селфи локальные расширения. Опыт езды по серпантину вообще специфический: повороты почти все закрытые, ничего не видно, со скоростью опираешься только на установленные ограничения (или еще можно подсматривать в навигаторе крутизну ближайших поворотов, но там не видно наклона дороги). Ограничения, кстати, весьма разумные, избыточностью и не пахнет.
Еще кругом натыканы знаки с падающими камнями. Не очень понятно что ты можешь сделать с этим знанием. Примерно как с лосями в Финляндии или оленями в РФ.
В России мы привыкли, к тому, что если спешишь — всегда можно ускориться и сократить стандартное время доезда (пробки не рассматриваем). Тут же почти как на железной дороге: встали на рельсы… и все едут с одной скоростью, обгонять почти негде. При поездке на большие расстояния альтернативные пути бывают не часто, чаще всего есть только одна дорога, ведущая в нужном направлении (понятие направления тоже условно — как идет дорога — так и едешь).
Есть несколько платных участков, например, тоннель от Подгорицы в сторону Бара — наша дорога на море (2.5 евро), можно в объезд, но сильно дольше. Через Которский залив есть авто-паром.
Бензин стоит 1.31 евро, стоимость на всех заправках одинаковая. На выбор дизель и 95, 92-го нет.
Местные водят относительно вежливо за городом, но в Подгорице ведут себя как в большой деревне. Могут остановиться посреди дороги, перегородив проезд, и обсуждать с соседом-пешеходом погоду, выехать на встречку, развернуться в абсолютно произвольном месте. Аварий при этом не видно — вероятно потому, что все вокруг ведут себя малопредсказуемо и каждый ежесекундно ожидает подставы. На большие расстояния так ездить невозможно, конечно, но весь город можно проехать поперек за 15 минут.
Светофоры чередуются с любимыми европейцами круговыми движениями. Светофор стоит/висит только перед перекрестком, за — не дублируется. Движение по полосам местами такое же маразматическое как в РФ: едешь себе прямо, никуда не перестраиваешься и внезапно оказываешься в ряду, из которого только налево/направо.
Паркуются тоже чудовищно — занимают тротуары, ставят машины в три ряда. Тротуары есть не везде. В центре есть платные парковки, но естественно, все пытаются встать бесплатно где-то рядом.
Про общественный транспорт Подгорицы не очень в курсе. Есть автобусы, есть типа маршрутки. Метро, трамваев, троллейбусов нет. Такси полно, стоит недорого, возят по счетчику, минимальная возня поездка 1 евро.
Напоследок расскажем, как мы ехали по навигатору (TomTom) из Бара в Подгорицу. Адреналина добавило то, что бензина на старте было впритык (ехать по мнению навигатора было около 70 км, а топлива на 75). Заправки в горах вообще очень редко встречаются. Ехали мы, ехали, дорога местами была несколько заброшенного вида, но в целом неплохая, машины навстречу попадались, проехали мы чуть больше половины дороги, прошли перевал, где даже сделали несколько кадров…
А еще километров через 8 внезапно дорога кончилась. Очевидно, что кончилась она давно, но никто не потрудился повесить хотя бы одно предупреждение.
Спасибо, что хоть место обрыва шинами отметили. Видимо, все “свои” знают — какие еще нужны предупреждения-объявления? Спасло нас только то, что развернувшись, мы дотянули до перевала, а дальше ехали с горки с заглушенным двигателем (и как следствие, без гидроусилителя). Домой вернулись другой дорогой и на 2.5 часа позже, чем рассчитывали.
А с Питерскими номерами норм?
Не останавливают?
Пока не останавливали. Есть знакомый, который 3 года на украинских ездит — тоже не жалуется.