Мотивация детей ч.1 2

Вероятно тема мотивации (в том числе финансовой) детей интересна не очень многим, но нам она кажется очень важной, поэтому мы поделимся своим скромным опытом про то, как направить детей в продуктивное русло, тратя разумное количество своей энергии.

Как можно догадаться из названия нашего блога — нам повезло: в отношении детей мы сохраняем холодную голову, ну, по крайней мере, стараемся. Мы их, конечно, любим (иначе у нас бы их не было в таких количествах), но при этом священной коровы из родительства не делаем. В путешествия мы чаще всего ездим без детей, заставляем их уважать наше личное время и не злоупотреблять вниманием, и в целом подходим ко всем вопросам довольно рационально. Недавно, например, случилась катастрофа: в гости приезжали друзья, и дети случайно узнали, что книжки можно не только читать самим, но и заставлять читать тебе кого-то еще. Однако пол часа ценнейшего вечернего времени — непозволительная роскошь для нас, поэтому мы быстро их убедили, что этого случается лишь изредка, когда в гостях кто-то очень добрый.

Формула родительской эффективности

Любую активность, связанную с детьми мы оцениваем по “формуле родительской эффективности”. Это условное соотношение энергии и времени, которые нам надо тратить, чтобы обеспечить эту активность, к тому сколько эффекта она имеет на ребенка. Если вы пойдете с ребенком в зоопарк, то вы потратите три часа и 20€, и ребенку будет три часа интересно. Если вы разрешите ребенку разворошить шкаф, то он будет занят пол часа, а вы за 5 минут приведете все в исходное состояние. Если вы дадите ребенку краски, то он порисует 10 минут, а вы будете все это время тщательно за ним следить, и еще столько же готовить и убирать зону.

Безусловным лидером рейтинга родительской эффективности являются различные приложения и сайты. У нас в топе ixl.com (американский, прежде всего про математику), Squla (это местная нидерландская разработка, повторяющая школьную программу), и KhanAcademy.com (больше, чем ixl, но немного труднее управлять занятиями ребенка и отслеживать прогресс).

Мотивация

Мотивация — очень тонкая штука. До какой-то степени удается использовать собственную внутреннюю мотивацию ребенка и это, конечно, самое лучшее. Приложения стараются выжать максимум из этого естественного источника, давая кучу бейджиков, прогресс-баров, медалек, и поощрительных мини-игр.

Но рано или поздно ребенок понимает, что смотреть мультики все-таки интереснее или родитель понимает, что тратит на занятия с ребенком слишком много времени, т.к. новые темы надо объяснять лично. Тогда начинается использование негативных и позитивных стимулов. Мы почти сразу переходим на деньги по нескольким причинам:
1. Это наиболее универсальная ценность, оставляющая свободу выбора, деньги и есть деньги. Не надо придумывать “цели”, которые к тому же будут неделимыми (нельзя купить 3/4 машинки, а вот денег можно выдать любую долю) или в которых можно разочароваться.
2. Когда ребенку нужна мотивация он, как правило, как раз только-только освоил счет, так что применение его на практике как нельзя кстати.
3. Заодно ребенок будет учиться принимать собственные решения. На что потратить: на сладости или на игрушку? Потратить сейчас на то, на что хватает, или копить на что-то большее?
4. И, возможно самое лучшее: когда ребенок чего-то хочет, родителю больше не приходится решать, исполнить желание или нет. Все такие ситуации теперь можно доверить системе мотивации, которая формальна и объективна. Дурацкие автоматы в торговых центрах больше не наша проблема, а проблема детей, йу-ху!

Подводные камни

У денежной мотивации есть и довольно серьезные опасности. Постараемся перечислить их сразу с контр-мерами, которые мы принимаем, чтобы их минимизировать.
1. Корыстность. Ребенок начинает ожидать материального поощрения за любую полезную деятельность или торговаться. Мы на переговоры не идем, объясняем, что отношения в семье не могут быть материальными, и еще раз проговариваем дух игры в денежную мотивацию.
2. Вытеснение собственной мотивации. Ребенку становится труднее ощущать, что он учится потому что интересно, и он воспринимает происходящее через призму зарабатывания денег. Стараемся как можно больше обращать внимания на смысл обучения, порицаем попытки воспринимать цели формально. Очень помогает, если мотивацию подкрепляет признание в школе, например.
3. Не достигнутые цели будут восприниматься тяжело. Обычно родители ставят чадам реальные цели и подстраховывают детей, адаптируя критерии на ходу. Формальная система будет безжалостна. И вам придется ей следовать не смотря на слезы и глупые ошибки, которые хочется простить, иначе дети перестанут воспринимать её всерьез.

Или вот еще трудность, которую мы пока не придумали как обойти: не надо мотивировать детей тем, что ты не считаешь хорошей долгосрочной целью. Но как же тогда быть со сладким и мороженным? Очень соблазнительно использовать такой простой и действенный рычаг. Однако не останется ли с ребенком на всю жизнь привычка вознаграждать себя быстрыми углеводами? Не повышаем ли мы сами тем самым сомнительную ценность сахара для них?

Ключевые принципы

Когда мы придумываем условия игры дня детей, мы хотим заложить в них несколько основных принципов, которые, наверное, имеет смысл четко сформулировать:
1. Научить детей контролировать стремление к немедленному вознаграждению. Научить их играть “в долгую”, дать им любые навыки, которые помогут им в “зефирном тесте“, потому что это один из лучших предсказателей жизненных успехов.
2. Навык доводить дела до конца. Немного не законченная задача эквивалентна не сделанной. Принимается только полностью завершенная работа.
3. Строгие дедлайны и формальные критерии оценки. Разумный подход к пересмотру договоренностей из-за изменившихся обстоятельств ДО того как наступил дедлайн.

Отдельно хочется рассказать от том, как круто устроены финансы в Нидерландах и как мы используем это технически для взаимодействия с детьми, но на эту тему мы напишем отдельный пост.

2 thoughts on “Мотивация детей ч.1

  1. Reply Мария May 6,2018 14:06

    Материальная мотивация работает в отношении Гордея? Или Киры тоже? У меня ребенку 9 лет, деньги не интересуют абсолютно, ни как средство платежа, ни как средство накопления.

  2. Reply Катя May 11,2018 11:26

    — Мам, а вот Артемке родители деньги дают за учебу: за «пятерку» — 1000 руб., за «четверку» — 500 руб., за «тройку» — отнимают 500 руб., за «двойку» — отнимают 1000 руб…

    — Ну и много Артемка заработал?

    — Нет, он сейчас на автомойке долг родителям отрабатывает…

Leave a Reply