Жизнь на колесах 1

Много вопросов сейчас задают про велосипеды и велодвижение. Нам еще очень далеко от уровня раздающих советы про жизнь с байком в Нидерландах, поэтому, как обычно — только личный опыт и впечатления с правом на ошибки и заблуждения.

Начнем издалека.

Сама я училась ездить на красном велосипеде “Кама” где-то лет в 10 под чутким папиным руководством. Асфальт возле дома в Пущино был так себе, от некоторых падений до сих пор остались шрамы.
Еще из ранних воспоминаний — папа иногда возил нас с сестрой в школу на “Украине”. Я сидела на багажнике, а Аня — на раме. С этой же “Украиной” связаны неприятные впечатления от высокой рамы: роста не хватало, а ездить хотелось. Конкретно отбивала себе всё, что между ног.
В более старшем возрасте я к велосипедам поостыла и ездить по Москве боялась. Делала несколько попыток освоиться: брала у знакомых велы напрокат, но как-то не складывались длительные отношения. Пара прогулок — и отдавала обратно. Иметь собственный не хотела из-за того, что место занимает, грязь в квартиру наносится, переживаешь, что украдут — короче, мороки больше, чем удовольствия.
Но переезд в Нидерланды, конечно, все изменил. Тут без байка жизни нет.

Мой же папа, уже живя в США, научил ездить Гордея в какое-то лето, когда родители забрали старшего внука на каникулы. Переехав в Подгорицу мы сразу решили, что мальчик будет сам добираться до школы (около 5 км в одну сторону через горку). Так что у него в анамнезе два года почти ежедневной езды.

Киру научил ездить Андрей — буквально за два вечера после работы. В первый — держать равновесие, во второй — тормозить и поворачивать. Еще несколько недель ушло на то, чтобы научить ее трогаться самостоятельно. Сейчас она ездит уже очень уверенно, гораздо лучше меня.

Эван прямо сейчас в активной фазе обучения: буквально пару дней как начал крутить педали на агрегате со вспомогательными колесами и стал входить во вкус. Но расслабляться мы ему не дадим. На выходных, если погода позволит, открутим лишние колеса и будем учиться ездить по-взрослому.

Андрей… Андрей, как мы уже писали, ежедневно ездит на работу по 20 км в одну сторону. Проезжает это расстояние за 45-50 минут. Вот это, я понимаю, утреннее и вечернее кардио! В Подгорице был ярым сторонником и активным участником движения “Critical Mass”, прыгал до потолка, когда проложили велодорожку через город и постоянно ездил с детьми.

Такие вот у нашей семьи отношения с двухколесными средствами передвижения.

Собственно, сами велосипеды. Сейчас у нас их семь штук на пятерых. Пять привезли из Подгорицы, еще два успели купить тут. Мы спокойно относимся к покупке б/у и совершенно точно не гонимся за брендами. Главное, чтобы велосипед подходил под наши нужды.
Андрею важна скорость, вес, возможность установить детское велокресло, Вике — низкая рама, правильный цвет и комфортное седло, Кире — цветочки и розовый цвет, Эвану — звоночек и фонарики, Гордею вообще всё пофиг — лишь бы ездил.

В сторону каких велосипедов мы еще посматриваем:
– Электровелы. Для длительных поездок, кажется, очень неплохой вариант. Но: стоит дорого, угоняемость высокая, вес большой.
VanMoof — очень нравятся внешне, но неоправданно дорогие (даже б/у).

Гордей относится к велосипеду как большинство голландцев. Кажется, он его ненавидит :). Ржавый, крылья болтаются, резиновые ручки на руле разодраны, педали поломаны, тормоза скрипят, колеса накачивает только после напоминания, обычно ездит на полуспущенных. С самого начала договорились, что мальчик сам будет его ремонтировать и поддерживать в порядке. Вот так вот и поддерживает. Постоянно пинаем его, чтобы починил что-то, что становится совсем критичным.

Ремонтировать велосипеды в сервис-центрах тут крайне невыгодно. В отличие от Подгорицы, где меняли камеру за 3 евро, в Амстердаме это стоит 24 — конечно, это не самый дешевый сервис был, но разница на порядок впечатляет. Одного раза нам хватило, сейчас всё, что можно, делаем сами, имеем дома запас запчастей и прокачиваем умения Гордея. Если не осилит голландский — отдадим его подмастерьем в веломастерскую :).

Что пришлось сделать сразу после того, как велосипеды приехали с таможни, чтобы адаптировать их к голландским реалиям:

– поставить блокираторы на задние колеса (ring lock / frame lock)
– купить и прикрутить держалку для телефона, в Подгорице никаких проблем с ориентированием на местности не было, тут же постоянно ездим по навигатору, т.к. расстояния совсем другие
– докупить несколько цепей толщиной в руку с амбарными замками
– купить чехлы на сидения на случай дождя
– купить непромокаемые комбинезоны и чехлы на рюкзаки, т.к. ездить приходится в любую погоду

У нас все велы без багажников, на часть точно надо их поставить и купить fietstas — специальные велосумки, чтобы возить из магазинов продукты.

Про велодвижение в целом писать можно очень долго, а восторгаться организацией, интеграцией и продуманностью еще дольше. Велодорожки есть везде, часто на велосипеде проехать из точки А в точку В можно гораздо комфортнее, короче и быстрее, чем на машине, даже если от А до В километров 20. Есть отдельные светофоры, разметка, парковки… В самом центре Амстердама, конечно, ад — полно туристов на прокатных велах, которые тупят, не соблюдают направление движения, неожиданно останавливаются или просто ведут себя как обкуренные (ха-ха, наконец я пошутила про наркоманов!). Но стоит отъехать от квартала красных фонарей — всё становится почти идеально. Портят картину только скутеристы, которым вроде как запретили ездить по велодорожкам, но им пофиг.

One comment on “Жизнь на колесах

  1. Reply Читатель Aug 25,2017 20:49

    на хабре вышла хорошая статья про букинг https://habrahabr.ru/company/tm/blog/336372/ Можете частично компенсировать стоимость велосипедов))

Leave a Reply to Читатель Cancel Reply