Многие спрашивают в личных сообщениях о бюрократическо-организационной стороне переезда. Расскажу коротенечко, на пару страниц о том, как оно было у нас.
Перед отъездом
Началось всё с собеседований: сначала по скайпу, следом очное в Амстердаме, потом мучительные два дня в ожидании ответа и, наконец, оффер.
Дальше — бюрократия. Нужно было получить всем визы (получить ВНЖ можно только въехав в страну по специальной визе, MVV). Кто внимательно следит за нами, тот знает, что семья у нас большая, у всех детей разные папы, живущие в трех разных странах. Соответственно, некоторое время мы занимались DHL-пересылкой согласий и их переводами. Кроме того нужно было проставить апостили на свидетельства о рождении и браке и тоже перевести всё это добро на голландский у присяжного переводчика. Ехать в РФ ради этого возможности не было, поэтому очень немаленькая сумма была перечислена фирме, которая по доверенности всё в России за нас сделала (на легализацию ушло 2-3 недели т.к. дети рождены в разных городах + потом еще неделя на переводы).
Затем мы подали все документы и подписанный рабочий контракт на рассмотрение голландской стороне. Занял этот этап около месяца. После того, как визы нам были одобрены, надо было их проставить в паспорта. В Черногории посольства Нидерландов нет, поэтому нам пришлось ехать в Белград и жить там около недели (т.к. паспорта у нас забрали, и уехать обратно в Подгорицу мы не могли). За три дня паспорта слетали в Прагу и вернулись обратно в Белград. Теперь уже оставалось только собирать вещи (которые были заботливо упакованы транспортной компанией и уехали раньше нас в контейнере), устраивать отвальные пати, выполнить все пункты из списка “успеть сделать в Черногории”, и ждать своего авиарейса.
После переезда
Что мы сделали в первые дни после приезда:
1. Отрыли счет в местном банке, запросили к нему две карточки. Карты, пины, всякие приблуды для доступа к интернет-банку пришли спустя 1.5 недели Андрею на работу.
2. Оформили ВНЖ — разрешение на жительство и работу на 5 лет.
3. Получили номера BSN.
4. Сделали флюорографию взрослым и пробу Манту детям — больные мигранты никому не нужны :).
5. Купили местные транспортные карты (а для Киры даже сделали именную с фотографией — ее прислали по почте через 2 дня после оформления заявки на сайте).
6. Купили SIM-карты — пока prepaid.
7. Получили скидочные карты ближайших магазинов.
8. Зарегистрировались в куче сервисов, помогающих жить в Голландии. Их список составим позже.
В первые недели
8. Нашли постоянное жилье (аренда). Сразу после переезда мы жили во временной квартире. Про поиски жилья надо писать отдельный пост, так что тут не углубляюсь.
9. Нашли школы и языковые курсы для двух старших детей. Оба начали заниматься меньше чем через месяц после переезда. По школьному образованию у нас был отдельных консультант, предоставленный работодателем, без него всё было бы сильно сложнее.
10. Оформили медстраховку. Тут обязательное страхование стоит около 100 евро в месяц за каждого взрослого, дети до 18 лет бесплатно.
11. Зарегистрировались в мэрии по месту жительства.
12. Получили пермит на парковку. В нашей деревне стоит 55 евро на два года. За эти деньги парковаться можно возле дома и на ближайших улицах.
Что еще предстоит сделать
1. Выбрать постоянный сотовый контракт.
2. Подключить интернет в доме. Сначала мы мучительно выбирали провайдера и тариф, а теперь просто тупо ждем подключения. Сначала (две недели назад) мы оформили заявку на сайте, потом получили пару писем, потом (неделю назад) DHL привез коробку с оборудованием… А еще через неделю должен прийти монтажник…
3. Разобраться с газом/электричеством/водой — здесь рынок давно приватизирован и можно подключиться к одному из множества поставщиков коммунальных услуг.
4. Получить с таможенного склада контейнер вещей (пока нет постоянного адреса —- никто даже не начинает ничего делать в этом направлении).
5. Растаможить авто.
6. Обновить везде адрес (в банке, страховой, школах и прочих местах)
7. Перевести на голландский прививочные сертификаты.
8. Получить DigiD —- электронный id к местным госуслугам.
9. Получить налоговые льготы и социальные бенефиты.
В общем — всего ничего :).
Надо сказать, что большинство действий не отнимает много времени и организовано всё довольно разумно. Почти везде всё по записи и в очередях стоять не приходится, есть ощущение, что мы не зря платим налоги.
Все это, конечно, смотрится со стороны необычно для кого-то, но вы уж простите, но а толку то… только, что в Нидерландах живете. Денег у вас даже на проезд нет в общественном транспорте, дочь учится в обычной школе с мигрантами, старший сын теряет годы обучения, питание стало сравнительно хуже , да все стало хуже, чем в Черногории. Стоила овчинка выделки?..
А что не так с мигрантами? Мы же тоже мигранты, что в НЛ, что в Черногории. В Черногории дети в обычный гос. сад ходили — ничего плохого сказать не могу, им подошел лучше, чем русский платный, да и язык выучили.
Про питание вообще не понятно, откуда такая информация? Что именно хуже стало? Фрикадельки вместо плескавиц :)?
Деньги на проезд есть, машина есть, велосипеды на всех есть.
Жилье стало лучше, работа лучше, перспективы работы для Вики и нормального обучения для детей лучше, жилье купить проще.
Климат вот разве что… Но это тоже вопрос дискуссионный, не всем +45 нравится, к морю мы сейчас ближе живем, чем в Подгорице.
Очень круто, через пять лет – гражданство?
Флюорография? И Манту? Андрей, это точно не шутка? Мы ни в Германии, ни в Австрии никогда с таким не сталкивались.
Нет, всё так. В Черногории тоже медосмотр есть для ВНЖ. И в USA (вроде, для гражданства).
а ваш ВНЖ – это Blue Card? или какая-то другая разновидность?
Я с такой терминологией не знакома. Residence permit называется).
Спасибо за интересный и полезный рассказ! Всегда с удовольствием читаю вас (ещё со времён ОМД).
Удачи на новом месте!
Спасибо за пожелания и за внимание!
Здорово! Вот и меня в Голландии больше, чем в других странах поразило, насколько все для людей, и видно, на что идут налоги.
Да-да, все 40% :)
40% налогов??!! Разве на семью, да еще и многодетную, не меньше должно быть?
У нас пока есть льгота (30% дохода не облагается налогом) как у высококвалифицированных мигрантов. А так налог зависит от уровня доходов, а не от кол-ва детей.
Меня всегда пугают эти бумажные дела, даже в родной стране))) Но вы так здорово пишите))
В родной стране они почему-то тяжелее даются — и организовано всё не самым удачным образом, и воспринимаются по-другому немного. Тут это неизбежность и есть строгие сроки, а в РФ можно долго кота за хвост тянуть и прокрастинировать.
Вика, Андрей (не знаю кто первым ответит:), – а как Вы пришли к этому, второму переезду? Наверное самый сложный для всех момент – это стартовая точка, с которой все начинается… У Вас она какая?
Сильная мотивация к переезду в более европейскую страну (если так можно выразится) или случайное предложение от знакомых? Я имею в виду именно этот второй переезд, хотя и про первый было бы интересно прочитать:)
Вдруг будет желание написать об этом – думаю, не только мне интересно как и от чего начались все ваши движения в этом направлении)
Знаете, я с большим интересом прочла как начались Ваши отношения в этом блоге. Начало чего-то большого – всегда завораживает, это почти чудо) Вот интересно стало – каким было начало большого процесса переезда, описанного здесь и в других постах)
Ната, постоянный читатель Instagram Вики:)
Тема интересная и обширная. Запишем в план постов :).