“Тосно – 2014”, взгляд с правого сидения

Вика написала свои впечатления как пилота и новчика на любительских ралли, а я напишу сухую хронологию гонки и технические подробности, то есть как всё было на самом деле. :)

Я думаю, что весь дальнейший текст будет понятен только тем, кто знаком с устройством и терминологией любительских ралли, если вы не понимаете, но вам интересно разобраться, у меня есть желание написать инструкцию для начинающих. Я прочитал несколько и мне кажется, я могу написать лучше.

Итак, проходим ТИ, получаю дорожную книгу, сразу сканирую маршрутный лист. Ага, всё традиционно, начинаем со слалома у Администрации (наконец-то он совмещён с КВ, а не отнимает ценное время дорожного сектора!), за ним совмещённый старт на длиннющий зубодробительный РДС. После него РГС начинающийся, судя по всему, в той же точке, затем снова слалом и на перерыв примерно час. Значит всё что дальше я успею посчитать за перерыв, РГС равномерный, поэтому его я посчитаю на ходу, бросаю все силы на РДС.

Вика помогает мне вбить в ноутбук интервалы, проконтролировать скорость она пока не может (ко второй секции, уже могла, кстати!). Помню, что на “Тосно” почти всегда скорости можно угадать по дорожной книге, вбиваю всё, считаю времена, выписываю в дорожную книгу. На этом предстартовая подготовка закончилась, пора стартовать.

Немного про оборудование: на этот раз времени на подготовку не было, поэтому про подключение датчика к колесу и развёртывание программы речи идти не могло. Штурманские приборы я собирал из трёх айфонов, айпада и ноутбука. Айпад работал терратрипом, очень качественно получилось, ни разу не потерялся километраж, я даже научился пользоваться функцией обратного счёта: когда мы ошибались,  ехали не туда, а затем возвращались, у меня не сбивались показания. Один из айфонов считал расчётное расстояние по заданной скорости (сколько километров мы должны были бы проехать к текущему моменту, если бы ехали строго по графику), второй работал секундомером и таймером одновременно, и ещё были часы на шее, которые работали астрономическими часами. На ноутбуке считался график по точкам.

Стартуем, получаем карту из сашиных рук, у меня эйфория. Мега-сложный сектор длиной 1 километр и длительностью 10 минут (Vср=6км/ч) для доезда до площадки слалома через дорогу. Я очень запарился на тему ВКВ на этом секторе и тупил где только можно. Но обошлось без подстав, Вика тщательно учит схему слалома, я пытаюсь придумать, как подсказывать ей по ходу. Стартуем слалом, Вика едет уверенно, у меня, вроде, впервые в жизни получается поддиктовывать ей фишки в терминах «своя — чужая». Финиш базой и на дорожный сектор. Пока ничего интересного, едем на старт зубодробительного РДС, я морально готовлюсь.

Стартуем бодренько, поначалу даже что-то получается соблюдать (первую точку проехали с точностью 1 секунда), но искать подвохи орагнизатора уже внимания не хватает, надеюсь, что их нет. Потом внезапно нахожу ошибку в собственных расчётах, резко выхватываю ноутбук и начинаю дальше считать на лету. К концу РДС всё равно погрешность уже прыгала +/- полминуты, навык пропадает, что делать. Ну и концентрации на то, чтобы правильно отрабатывать промежуточные финиши и старты-финиши не хватает, максимум после старта-финиша запоминаю отклонение и дальше делаю на него корректировку.

РДС заканчивается, голова гудит, мой прекрасный пилот вымотан чуть более, чем полностью командами «Скорость 35! Э-эээ… нет, скорость 110!» «Под морковку направо, скорость 54!». Немного отдыхаем остаток дорожного сектора. Я прошу Вику последить самой за отметкой и ухожу в себя, чтобы посчитать равномерный график для РГС, делаю в экселе калькулятор.

Дядя Саша снова даёт нам старт, на этот раз скорости более равномерные, считать немного проще, да и нормативы заданы, едь себе да едь. На первом старт-финише делаю Вике отсчёт вслух, она попадает очень точно, решаем и дальше тренироваться так делать… но ко третьему старту-финишу нас постигает неудача: я отвлекаюсь на калькулятор и мы проскакиваем поворот за котором в полутора километрах отметка. Вика спохватилась очень быстро, мы разворачиваемся буквально метров через 700, но о том, чтобы успеть на отметку уже не может быть и речи, теряем больше полутора минут. А так обидно, мы хорошо ехали…

РГС заканчивается, пытаюсь высчитать льготу ВКВ, но получается так себе, едем не на полном пределе опережения, чувствую чем-то что в конце секции буде ВКВ. Подъезжаем к Тосно с опережением 7 минут… 3 минуты стоим на светофоре в центре Тосно в очереди на поворот налево, другие экипажи поворачивают вторым рядом, но мы не такие! Сразу за поворотом ВКВ, ну хоть тут без промахов, не зря не давал пилотессе опережать, и на фоне этих приятных мыслей, а также отвлечённый отметкой на ВКВ, я совершаю второй фэйл: сразу после отметки поворот направо, я не успеваю поднять глаза в книгу и на одометр, и мы проезжаем его. А улица-то односторонняя! Поворачиваем в следующий, слава богу, приехать он позволяет ровно туда же, но это же нарушение трассы ралли, которое грозит снятием! Теряем ещё несколько минут на то, чтобы вернуться строго к точке ошибки и проехать заново. Приезжаем-таки на слалом, срабатывает таймер отметки на КВ, пошло считаться опоздание.

Вика снова хорошо проезжает слалом, едем к КВ опоздание — 9 минут, наконец-то, перерыв, смена карт. Идём в штаб подзарядить технику.

— У меня от ваших РД все ноутбуки разрядились!
Организаторы смеются и фотографируют нас.

(by Ирина Фёдорова)

Мы тоже себя фотографируем.

Обсчитываю второй РДС. 71,52 км, 56 позиций дорожной книги! Вика еще с момента получения ДК была загипнотизирована позицией с комментарием «Внимание, лошади!»…

Я загипнотизирован надписью «На грунт!».

Чуть-чуть отдыхаем и пора снова готовиьтся к старту.

Самые утомительные минуты — это когда ты уже усадил всех в машину, а до старта ещё четыре минуты. Пилотесса раз в 20 секунд спрашивает «Поехали?», «Точно ещё не пора?».

Старт, снова слалом, так же площадка, те же фишки, но схема проезда опять новая. Я уже более-менее уверенно диктую маршрут, у нас настаёт взаимопонимание… и я пропускаю одну фишку, мы нарушаем схему слалома. Обидно, утомление даёт себя знать. Пытаясь взять себя в руки и сконцентрироваться едем на старт второго зубодробительного РДС. Снова дядя Саша, стартуем на грунт.

Вика нервничает, но держит 85-90, подбадриваю её как могу. Эх, если бы как в прошлый раз нас предварительно провезли по этому участку с пометкой «запись стенограммы»… немного скользим на крупном гравии, режем повороты. Состояние дороги — идеальное, спасибо организаторам, это огромное удовольствие. К “правый два на узкий мост на асфальт” подъезжаем с опережением +10 секунд, Вика молодец!

Дальше РДС едется как по нотам. По ощущениям, мы нигде больше 10 секнунд не промахивались, Вика требует все позиции проезжать с отсчётом, если бы так с самого начала… доезжаем до позици «осторожно, лошади!» и вы не поверите, нам навстречу — лошадь.

Слепые позиции разгадываются нетрудно, можно сказать, почти без подвоха.

Финиша РДС, не смотря на удовольствие от чёткой езды, ждём уже с нетерпением. За что мы любим Р3К? Как раз за вот это ощущение кипения мозга, за напряжение 10’000 вольт, которое на него подаётся необходимостью очень быстро принимать кучу решений, за многими из которых стоит сложная система приближенных вычислений. Наконец-то он заканчивается, теперь самый коварный участок — от финиша последнего дополнительного соревнования до финиша ралли, когда все уже расслабились, а ещё рано. Мы преодолеваем его без сюрпризов, и вот он, финиш на этот раз предстал в образе милой длинноволосой девушки Саши.

И ее сына Сережи. Не одни мы везде таскаемся с младенцами :).

Ура! Вику поздравляем с первым финишем.
10 минут на то, чтобы придти в себя и мы стартуем в Ломоносов, где нас ждёт отчий дом. Но это уже совсем другая история…

Вика уже посчитала, что на Ралли “Ломоносов” 24 мая мы не попадаем, потому что я буду на очередном модуле обучения. Плачет и просит вернуться из Стокгольма на день раньше.

Leave a Reply